Гербарий осень золотая – Золотая осень — гербарий — Конкурс Гербарий как искусство

Осеннее хобби: составляем гербарий

Невозможно пройти мимо ярких осенних листьев! Но они также недолговечны, как и живые цветы. Продлите их жизнь и получите больше удовольствия от общения с природой, составляя гербарий своими руками.

Текст: Анна Герасимова

26.08.2013


«Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и в золото одетые леса…» — писал Пушкин. И мы любим собирать осенние листья. Гербарий своими руками — отличное развлечение не только для детей, но и для всех, кто умеет ценить красоту природы. Составление гербария — дело несложное. Древние египтяне уже 3000 лет назад знали, как составить гербарий. Главное — помнить несколько простых правил.

Собирать материал лучше в сухую погоду, и пусть это будут самые красивые листья без изъянов, следов болезней или вредителей. Перед тем, как составить гербарий, выберите интересную тему, например, «Плодовые деревья», решите, хотите ли вы собрать плоские листья или объемные ветки. От желаемой формы гербария будет зависеть и способ обработки материала.

Способ 1: пресс

Для научных гербариев целые растения сушат так: раскладывают свежевыкопанное растение между листами чистой бумаги, прокладывают с обеих сторон несколькими слоями газет и зажимают между рамок с мелкой металлической сеткой.

Если таких гербарных рамок у вас нет, растение и матрасы из газет можно поместить под пресс. Не забывайте менять газеты, чтобы листья сохли быстрей. Не очень влажные листья можно сушить в книге. Но лучше положить их в сложенный пополам лист бумаги и затем в книгу, чтобы не испортить страницы. Для высыхания потребуется 1—2 недели.

Способ 2: утюг

Можно ускорить процесс высыхания листьев повышением температуры. Поместите листья между слоями пористой бумаги и проглаживайте аккуратно теплым утюгом. Не нагревайте утюг сильно, иначе листья станут бурыми и ломкими.

Способ 3: силикагель

Этот способ хорошо подходит для сушки объемных растений и целых веток. На дно герметичного контейнера насыпьте слой влагопоглотителя, на него положите растение и засыпьте полностью. Закройте плотно крышкой и подождите неделю. Сушка силикагелем позволяет сохранить не только форму, но и цвет листьев и лепестков цветов.


Способ 4: глицерин

Сухие листья очень хрупки, а пересушенные и вовсе моментально рассыпаются в пыль. Сохранить гибкие и пластичные листья на 2—3 года можно, напитав их раствором глицерина. Для этого погрузите листья в глицерин, разведенный водой 1 : 1.

Чтобы законсервировать целые ветки, срежьте концы под углом и поставьте в вазу с глицерином и водой 1 : 2. Когда на листьях выступит роса, процесс завершен.

Единственным недостатком этого способа может быть изменение цвета листьев.

Оформление гербария


Самая сложная и творческая часть составления гербария — его оформление. Соберите листья в альбомы, поместите в рамки под стекло, дополнив элегантной этикеткой на латыни, составьте из листьев картину и объемные букеты — получится прекрасное украшение интерьера. Можно использовать листья для скрапбукинга или декорировать ими свечи. А можно разложить красивые листья на столе, накрыть прозрачной скатертью, и уютный осенний декор готов!

Особый шик — скелетированный гербарий. Как скелетировать листья, читайте в нашей статье.

womanonly.ru

Анна Васильева “Мой гербарий. Листья деревьев”

Что такое осень? Осень – это время собирать листья! И любоваться их филигранной красотой. А чтобы красота не увяла и радовала долго-долго, листья можно засушить и сделать гербарий.

И если со сбором листьев проблем обычно не бывает, то вот с оформлением гербария у многих возникают вопросы. Какую тетрадь или альбом выбрать? Пришивать листья или клеить? Подписывать или нет? Ответом на все эти вопросы для нас стала чудесная книжка “Мой гербарий. Листья деревьев” от издательства «МИФ».

Как правильно собирать?

Когда мы осенью идем на прогулку, листья повсюду, и самые красивые обязательно оказываются в руках, в карманах, в сумке. Мы с сыном никогда не задумывались о том, как правильно собирать листья? А оказывается, есть свои правила для этого занятия.

Да, это удовольствие, это развлечение для прогулки – собирать красивые листики. Но если вы хотите сделать настоящий, «правильный» гербарий, то, собираясь на прогулку, захватите с собой несколько простых вещей. Блокнот – чтобы записывать, где вы собирали листья. Фотоаппарат – чтобы сделать красивые фото. Ножницы – чтобы при желании брать не только упавшие листья, но и еще растущие на ветках.

И главное, не забудьте гербарную папку. Именно в нее и будут сложены все находки. В гербарной папке – газетные листы или бумага, которой перекладываются листья. Так еще во время прогулки они уже начнут отдавать лишнюю влагу и сушиться, красивые, ровные, не смятые.

Мы-то с сыном обычно просто складывали листья в пакет или прозрачный файл. А еще можно взять старую ненужную книжку или журнал – тоже своего рода гербарная папка получится.

Как правильно сушить?

Итак, мы пришли домой и принесли с собой охапку разноцветных листьев. Что с ними делать дальше? Конечно же, сушить!

Мы с Семеном обычно доставали с книжной полки какую-нибудь очень толстую энциклопедию и складывали листья в нее. Они неплохо высыхали. Но вот что потом было с книгой? Ведь листья отдают бумаге свою влагу. И в итоге наши словари и энциклопедии отсырели и стали выглядеть не лучшим образом.

Поэтому лучше сушить листья в специальной гербарной сетке. Сделать ее совсем не трудно! По сути, это стопка листов бумаги, между которыми лежат листья, а сверху и снизу – металлическая или деревянная решетка. Все это обвязывается веревками. Бумагу нужно менять раз в день, ведь – как я уже упоминала выше – листья становятся сухими, а бумага – влажной.

А если листья нужно высушить быстро-быстро, пригодится утюг. Только не забываем: проглаживать листья нужно через бумагу или марлю, подложив под низ твердую картонку.

Делаем гербарий

Книга «Мой гербарий. Листья деревьев» – это уже готовый альбом для гербария. В нем есть 16 разворотов, посвященных 16 деревьям, самым распространенным в наших краях. Это береза, клен, каштан, липа, рябина, тополь, осина, дуб, ясень, вяз, ольха, ива, ель, сосна, лиственница, яблоня.

Вот, кстати, в чем особенная ценность книг, написанных отечественными авторами: здесь все – именно о наших реалиях. Любое дерево можно найти недалеко от дома или в ближайшем парке.

Каждый разворот «Моего гербария» содержит великолепные иллюстрации и множество любопытных подробностей о том, как дерево устроено, почему так называется, какие у него листья, цветки и плоды, что полезного получают от него люди.

Вот, например, клен. Что можно узнать о нем? Например, то, что у клена тоже есть цветы! Для многих это будет неожиданной новостью. А еще клен – это символ Канады и источник вкусного кленового сока, из которого варят сироп. А древесина клена ценится за чистый и красивый «голос», поэтому из нее часто делают музыкальные инструменты.

А это вяз. Очень распространенное дерево, которое почему-то мало кто может узнать и определить с ходу. А вязу, наверное, обидно, ведь он так красив! И не забудьте погладить его листочки – с изнанки они очень бархатистые. И – очень узнаваемые! Всмотритесь: видите, они неравнобокие – как будто одна половинка листа решила убежать, сдвинулась немного, а потом передумала.

А вот рябина. Кто из нас, будучи ребенком, не пробовал ее сочные красные ягоды? Пробовали – и кривились: ууу, горько! А вот неправильно пробовали! Оказывается, сладкими эти ягоды становятся после первых заморозков. Делаю себе зарубку в памяти: обязательно попробовать рябину этой зимой!

В книге очень много места для вклеивания листьев. И не зря! Если вы насобираете, например, листья разных видов дуба или клена, они все поместятся на нужной странице, и даже тесниться не придется.

Все «гербарные» странички в книге переложены калькой. Это очень удобно для хранения засушенных листьев. Вкладываете лист, по желанию подклеиваете, – и все, готово! Вот, например, наша березовая страничка.

А внизу каждой страницы не забудьте подписать, где и когда вы нашли этот лист. В парке или на Набережной, возле школы или во дворе своего дома. Заодно и географию собственных прогулок запечатлеете для будущего!

Деревья и листья

Помимо страниц для вклейки листьев, в книге есть развороты с интересной информацией. Недаром же автор книги –
ученый-ботаник! Погружаемся в тему деревьев глубоко! До самых корней! И изучаем корневую систему, крону, ствол и ветки, соцветия, плоды и семена.

А теперь внимательно рассматриваем листья. Они разной формы, вы заметили? Ученые давно уже придумали для каждого вида листьев специальные названия. Пальчатые и пильчатые, зубчатые и волнистые, перистые и лопастные. На первый взгляд, можно запутаться, но это пока не вникнешь.

А у нас с сыном после чтения о листьях возникла идея – сделать еще одну книжечку-гербарий, где каждая страничка будет про отдельный вид листа. Вот смотрите, сколько листьев, и все разные! А ну-ка, кто тут пильчатый, кто тут пальчатый, по порядку номеров рассчитайсь!

Листья, кстати, бесценный материал для творчества. Из них можно делать не только гербарии, но и поделки, картинки, фоторамки.

Поэтому, собирая листья для гербария, берите побольше! Короткими зимними днями и долгими вечерами, дома и в школе, они вам пригодятся для самых разных видов творчества!
Текст и фото: Катя Медведева

(5)(0)

kaknado.su

Осенний листопад. Осень – золотая волшебница. Гербарий

Урок:

Тема: Осенний листопад. Осень – золотая волшебница. Гербарий

Учебно — воспитательные задачи: Образовательная: закрепить и расширить кругозор детей об осеннем листопаде Развивающая: развивать знания об окружающем их мире Воспитательная: прививать любовь к окружающему нас миру

Цель: помочь детям осознать свое отношение к природе Тип урока: практика Метод обучения: словесно-наглядный

Оборудование: газеты для сушки листьев

Ход урока

Организационный момент

Тут затеи, и задачи, Игры, шутки, всё для вас! Пожелаем всем удачи —  За работу!

Учитель: Думаю, многие из вас знают, как быстро изготовить гербарий: — Нужно в книжку положить листья и ждать пока высохнут. Однако, мне такой способ не очень по душе. Во-первых, это не очень гуманно по отношению к книгам. После такого использования у книги вид такой, что только выбросить. Во-вторых, так листья довольно часто плесневеют и гербарий получается испорченным. Предлагаю альтернативу. Благо и основу для такой сушки вы всегда найдете в своем почтовом ящике.

Что делаем?

Вместе с детьми идем на улицу. Дети выбирают самые красивые листочки, учитель следит за тем, чтобы листочки были разных видов и расцветок. И так: 1. Возвращаемся в класс и выкладываем собранные листочки на парту, 2. Укладываем их, не слишком плотно, на лист газеты. 3. Каждый ребенок пишет свое имя на листе газеты, в дальнейшем каждый ученик будет знать где находятся его гербарий. Удобнее если газета сложена вдвое.

4. Накрываем следующим слоем газеты и снова раскладываем листья.

5. Вот теперь пригодятся книги, особенно тяжелые. Делаем пресс. Через несколько дней газета впитает в себя лишнюю влагу из листьев и наш гербарий будет готов. Остается лишь переложить его в альбом для гербария или в любую книжку, следов данный гербарий не оставит и ваш альбом или книга будут чисты.

Итог урока: Оценка работы учащихся, выявление наиболее аккуратно и красиво выполненной работы.

infourok.ru

Дети и осенние листья *

Кто со мной?..

Анна Самуиловна Штро

Лес вдали желтеет.
Там уж пять недель
Осень тихо стелет
Мягкую постель.

У неё перина —
Золотая… Ой!
До чего же дивна!
Нет такой другой.

Я ведь тоже, братцы,
На перине той
Рад покувыркаться.
Ну-ка, кто со мной?

Рыжие листочки


Борис Захарченко


Снова с птицами на Юг
Улетает Лето.
Осень, разогнав пичуг,
Рядом бродит где-то.

В рыжем парке листопад —
Листья опадают,
И простившись с Летом, сад
Тихо засыпает.

Мы листочки соберём
Огненного цвета,
Чтоб Зимой листать альбом,
Где хранится Лето!

Кленовые листья

Василий Пузырёв



Под окном с недавних пор
Клён стоит как светофор —
Красным, жёлтым и зелёным
Стал теперь его убор.

Листья тихо опадают,
Палисадник украшают.
Ребятишки листья эти
В свой гербарий собирают.

Разноцветные, большие,
Все красивые, резные,
Вы среди других деревьев
Не отыщите такие.

И неважно день какой,
Даже в дождик проливной,
Любоваться не устану
Я такою красотой.

Букет

Елена Досаева

Мы с папой по парку гуляли
И в букеты собирали
Не душистые цветочки,
А кленовые листочки.
Они такие разные:
Желто-рыже-красные.
Мы букет большой собрали
И теперь подарим маме.

Съела Осень на обед

Елена Лебеденко 2

Съела Осень на обед
Шоколадных сто конфет.
Все в обертках разных
Ярких, жёлто-красных!

Разбросала их потом
На скамейке, за окном,
Возле школы, в луже —
Поругать бы нужно!

Злится дворник: «Лишний труд!
Насорила Осень тут…»
Да, неаккуратно…
Только мне приятно:

В разноцветную пору
Я гербарий соберу
И ФАНТИКОПАДУ
Очень — очень рада!

Осень золотая

Ирина Галинко

На деревьях листья — листья не простые.
Мама мне сказала: Листья золотые!

Видишь, как на солнце все они сияют —
Потому что осень. Осень наступает.

Облетают листья, стали дни короче,
Дождики длиннее, холоднее ночи.

Соберутся птицы и собьются в стаи.
Прокричат: Прощайте! Скоро улетаем.

Будет в теплых странах Родина нам сниться.
Мы им вслед помашем — Возвращайтесь, птицы!

Соберу я листья в золотой букетик,
Положу в красивый голубой конвертик,

Подарю их маме, чтобы вспоминала,
Как в промокшем парке Осень танцевала.

На прогулке

Лара Кочубеева

На прогулку в парк осенний,
С мамой вышел я гулять.
Там с весёлым настроением,
Буду с листьями играть!

Буду бегать до отвала,
Как всё это я люблю!
Чтобы мама не ругала —
Я ей — листик подарю!

Шалунишки

Лара Кочубеева

Вы такие шалунишки,
И шуршите словно мышки!
Мне так весело опять,
С вами бегать и играть!

Если вдруг подует ветер,
В вас зароюсь и лежу…
Мне на носик солнце светит,
Так я с листьями дружу!

Осень пахнет очень вкусно

Любовь Алейникова

Осень золотая —
Красивая такая!
Солнцем парк горит и сад,
Кружат листья, листопад!
А на ветках паутинки —
Это осени сединки,
Осень пахнет очень вкусно,
Расставаться с нею грустно!
Я, от осени, на память,
Собрала букетик маме!

Что такое листопад?

Любовь Алейникова

Что такое листопад?
Это радость для ребят!
Ручки кверху поднимают,
Листья жёлтые хватают,
И давай бросать друг в дружку,
Дождь из листьев по макушкам!
Ножки листьями шуршат,
Как красиво в листопад!

Осень ласковой свирелькой

Людмила Васильевна Кириллова


Осень ласковой свирелькой
Нас поднимет с колыбельки,
Позовет гулять по саду,
Демонстрируя наряды.

После солнечного лета
Вся земля теплом согрета.
Осень то тепло возьмет,
По тропинкам разнесет.

Мягкой лапкой по щеке
Луч погладит золотой,
На осеннем ветерке
Покатаемся с тобой.

Пошуршим листком кленовым,
Самым красным, самым новым.
Наберем себе букеты,
Песенку споем об этом.

Осенние листья

Людмила Громова 1

Листья по ветру летят,
По асфальту шелестят.
Разноцветные такие:
Красно-
желто-
золотые.

Полетали, а потом
На траву легли ковром:
Ярким, праздничным таким,
Красно-
желто-
золотым.

По ковру
идем,
шуршим …

Игры с листьями

Людмила Гульева

Соберём из листьев кучу,
Горку сделаем покруче.
Мы на горке той лежим
И под листьями визжим.

Сделаем из листьев «дом»,
Поиграем, а потом
Листочки вверх бросаем —
«Салютики» пускаем!

По листве катаемся,
Рады, улыбаемся!
Нас Джек не понимает,
И громко — громко лает.

Пёсику же невдомёк —
Лето кончилось, и в срок
Игры щедро дарит осень.
Дети благодарны очень!

Детям о явлениях природы в стихах. Листопад

Марина Андреева-Доглядная

Когда осень наступает,
Листья ветки покидают,
Покраснев и пожелтев,
С ветром в небо улетев,

Покружившись там немножко,
Тихо падают под ножки.
Истлевают на земле,
Кормят корни, и в тепле

Деревца зимуют зиму,
Чтобы вновь весной красиво
Зеленью листвы гореть,
Ярко летом зеленеть,

Чтобы осени дождаться,
Чтобы с ветром ввысь сорваться,
Опадание листвы
Вновь с тобой увидим мы,

Листья с ветром полетят,
Наступает Л И С Т О П А Д!!!

Листопадная песенка

Марина Чирва

Золотой листопад.
Ветерок очень рад.
Листья яркие резные
В танце весело кружат.

Как красиво кругом!
Жёлтый вяз, красный клён.
Словно терем в доброй сказке
Расписал умелый гном.

Ярким солнечным днём
По аллеям пройдём
Разноцветные гирлянды
Мы с друзьями соберём.

Осень во дворы пришла…

Мила Григ

Осень во дворы пришла,
Ярких листьев принесла.
Листья разные, цветные,
Красные и золотые.

Как ковёр они лежат,
Всем вокруг ласкают взгляд.
Мы сгребли большую кучу,
Наш «сугроб» из листьев — лучший!

Салют

Надежда Ладилова

Салллют!-
Подбрасывает с визгом
Малыш осеннюю листву.
И раззолоченные брызги
Летят со смехом в высоту.
Весь двор играет, веселится.
Как мало надо детворе —
Друзья вокруг, задор на лицах
И кучи листьев на земле!

Мама, отпусти меня гулять!

Наталия Лысенко 2

Мама, отпусти меня гулять!
Там ведь столько листьев навалило!
Нам же нужно в кучи их собрать
И барахтаться, как будто крокодилам!

Не испачкаюсь! Ну, разве листья — грязь?
Не полезу в вырытую яму!
Лезть на крышу? Чтоб с нее упасть?
Отпусти, пожалуйста, ну, мама!

Вон смотри, ребята собрались!
Ждут меня давно! И даже Санька…
Ну, вчера мы с Санькой подрались…
А зачем он так смотрел на Аньку?!

Выучил таблицу! Я не лгу!
Двадцать пять! Шестнадцать! Сорок восемь!
Ой, спасибо, мама! Я бегу!
…И помчался «крокодил» мой… В осень…

Возвращайтесь, поскорей!

Ольга Борисова 5

В нашем парке листопад
Листья в воздухе кружат,
Словно солнечный салют
Капли золота несут!
Эти яркие листки
Так красивы и легки.
Машут листики, сверкая,
Всем приветы рассылая.
Я им тоже вслед машу
И тихонечко прошу:
«Ну, зачем вам улетать,
Как без вас нам зимовать?»
Шепчут листики в ответ:
«Жди Весной от нас привет!»
Им махнула веселей:
«Возвращайтесь, поскорей!»

Дорогой букет

Ольга Борисова

Говорят, настала
Осень золотая.
Я скажу вам, Осень,
Самая простая!
Все деревья стали
Жёлтые, сухие
Неужели листья их
Такие дорогие?
Золотые листья
В парке собираю
Свой подарок маме
Ими украшаю
Листики на солнце
Засветились ярко,
Думаю, нет лучше
Моего подарка.
Побегу я к маме
И тогда узнаю
Дорог ли подарок,
Что ей собираю.
Мама мне сказала,
В руки взяв букет:
— Доченька, дороже
Мне подарка нет!-

Золотистый листопад


Ольга Борисова 5

Листья стайкой полетели,
Мы в саду на них глядели,
Словно птички озорные
Все на солнце золотые.

С ветром сразу подружились,
С ним кружились и кружились,
Оседая на дорожки,
Мы ловили их в ладошки.

Их подбрасывали вверх,
Я бросала выше всех,
Чтоб их ветер подхватил,
В путь — дорогу захватил.

Пусть летят они по свету,
Красоту разносят эту
Яркий Осени наряд
Золотистый листопад!

Золотые дни

Ольга Борисова 5

Солнце лучиком в окошке,
Подмигнуло мне, смеясь,
И помчалось по дорожке,
В танце с листьями кружась.
Листик жёлтый, золотистый
Пляшет в пляске озорной,
Сыпет Осень дождь лучистый,
Но не мокрый, а сухой.
Листья в золоте сияют,
Стелет Осень их ковром,
Ножки в листьях утопают,
Мягко на земле кругом.
Кот в засаде у беседки,
Сам как будто яркий лист,
Шубка в золотой расцветке:
— Птичка, ты не обманись!
Дни такие золотые
Наступили на дворе,
Всем букеты расписные
Дарит Осень в октябре.

Осенняя принцесса

Ольга Борисова 5

Я сплела себе корону,
Благодарна очень клёну.
Я в короне, как принцесса,
Мой наряд — подарок леса!
Украшение не простое,
Словно солнце золотое!
Листья яркие, резные,
Дарят нам друзья лесные.
Клён их стелет мне под ножки,
Стали в золоте дорожки.
Я гуляю по ковру,
Словно в сказке, я не вру!
Надо мною, лист кружится,
Золотой, волшебной птицей!
Я несу его из леса,
Я Осенняя принцесса!

Вот гербарий, так гербарий!

Оля Корнеева

Вот гербарий, так гербарий!
Красный, желтый и бордовый
Собирать мы побежали
В нашем парке после школы.

Вот кленовый листик рыжий
Я беру в свою ладошку,
Он, конечно, к солнцу ближе
И пойдет мне на обложку.

На березках золотинки
Я срываю осторожно,
Лапки пестрые рябинки
К ним еще добавить можно.

Листья сверху, снизу, с краю
Все летят, летят, летят,
И уже я собираю
Без разбору все подряд!

Их огромных два пакета
Принесу с собою в дом,
Разноцветных красок лето
Я наклею в свой альбом.

Будет с листиков бумажных
Ярким солнышком сиять,
С ним, конечно, знает каждый,
Веселее зимовать!

Листопадная пора

Оля Корнеева


Листопадная пора!
Листьям мы кричим:
«Ура!»
Заметают скверы, парки,
Залетают в двери, в арки
Миллионы листокрылых —
Легких, радостных, красивых!
Поддаем мы их ногами
И кидаем вверх руками —
Тут и там, и там и тут
Листоогненный салют!
Красный, желтый и бордовый
Собираем лист кленовый.
Вы видали наш букет?! —
Осень — праздник!
Осень — сказка!
В каждой краске
Солнца свет!

Мне сегодня после школы

Оля Корнеева

Мне сегодня после школы
Дочка осень принесла,
Дом стал вмиг цветной, веселый —
Осень дома расцвела!

Красно-рыжей пышной шапкой
В банке с чистою водой
Клена листиков охапка
Как фонарик золотой.

Есть у осени секреты
Счастье с радостью дарить —
Эти детские букеты,
Как цветы любви и света,
Что приносят в сердце лето,
Никогда мне не забыть!

Осенний букет

Регина Новикова

Наступила осень. Улетают птицы.
Дождь с небес на землю опустил ресницы.

Ветер расшалился: кронами играет.
Желтые листочки с дерева срывает

В парке возле школы кружит листопад.
Этот дождь янтарный радует ребят.

И шурша ногами, собирают дети,
Листья золотые. Каждый в свой букетик.

Мне резной кленовый лист милей других.
Целую охапку наберу я их.

И смочу листочки в жидком парафине,
Подержу немного в лубяной корзине.

Пусть они посохнут. Заберу не сразу.
И букет осенний я поставлю в вазу.

Знать бы, как они летают?

Тамара Второва

Мы с братишкою «зависли»
От одной лишь только мысли:
«Знать бы, как они летают?
(Листья кружатся, порхают…)
Если б мы об этом знали
Вместе с ними полетали!

Листьев больше с каждым днём

Тамара Второва

В царстве прибыло моём —
Листьев больше с каждым днём!
Это золото — живое,
Где найдёшь ещё такое?
Царь Кащей над златом чахнет,
Мне, признаться, дела нет!
Я же злата не считаю,
А для мамочки мечтаю
Золотой собрать букет!

Осень

Тамара Второва

В небе сером, кучами,
С облаками тучами,
Ходят люди скучные
Под зонтами тучными.
И не видят, словно порох,
Листьев жарких вспыхнул ворох!
Дети любят фейерверк
И листву бросают вверх.

Но осенью тоже гулять хорошо

Татьяна Войлокова

Раскрашены листья в пурпурный и рыжий,
И дождь барабанит по шиферной крыше.
Промокли ботинки, чуть капает с носа,
И лужи сковало от первых морозов.
Конечно чуть жалко, что лето прошло,
Но осенью тоже гулять хорошо.

veravverav.blogspot.com

Гербарий «Осенняя пора» — Конкурс Гербарий как искусство

Дата прохождения маршрута05.09.2018
Начало маршрутаРоссия, Тюменская область, Тобольск, микрорайон Менделеево, 6
Конец маршрутаРоссия, Тюменская область, Тобольск, микрорайон Менделеево, 6
Протяженность маршрута2 км
Время в пути1 ч
Краткое описание маршрутаНачало маршрута находится в МАОУ СОШ №20, в городе Тобольске. Путь к следующей точке лежит по Спортивной улице к лесопарку микрорайона Менделеево. Следующий пункт — зона отдыха «Карьер». После маршрут прокладывается по противоположной границе лесопарка и завершается в школе, возвращаясь к начальной точке.
Состояние маршрутаХорошее
Описание растительного мираРябина

Рябина

, Береза

Береза

, Сосна

Сосна

, Осина

Описание животного мира Белка, Большой пестрый дятел, Сойка

Меня зовут Семен Савченко. Я учусь в 1 б классе МАОУ СОШ №20 города Тобольска. Наша школа находится в живописном районе, окруженном лесопарковой зоной. В ней представлены разнообразные растения, характерные для смешанного леса. Идея создать гербарий возникла в течение прохождения маршрута от школы к зоне отдыха «Карьер» и обратно через лесопарк.


Наступление осени не обязательно совпадает с 1 сентября, ее календарным началом. У природы свой календарь — фенологический. Всего осень имеет 4 периода: начало осени, золотая осень, поздняя осень и предзимье. Мы решили остановиться на первых двух периодах, в которые и собрали материал для гербария. Начало осени ознаменовано появлением первых желтых листьев на березе. Суть золотой осени заложена в ее названии: деревья полностью покрываются новой окраской. Так березы становятся будто бы позолоченными, осины — красными. Однако есть и деревья, которые остаются вечно зелеными — хвойные.






1. Береза повислая.


Листопадное дерево высотой 15-20 метров и диаметром ствола до 80 метров с ветвистой кроной. Кора белая, у старых деревьев — глубокотрещиноватая, черная. Небольшие ярко-зеленые листья с явно-выраженными прожилками имеют форму равностороннего треугольника с двумя скругленными углами, по краям они иссечены зубчиками. Весной молодые листья березы обычно липкие. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в сережки, однополые. Цветет почти одновременно с раскрыванием почек. Плод — односемянный крылатый орешек. Береза растет 106 дней в году. Теплым летним днем одна береза испаряет 400 литров воды, а за летние месяцы — 7 тонн.


Испокон веков человек использует березу в своей хозяйственной деятельности. Дрова используются для обогрева жилища, а в бане незаменимы березовые веники. Древесина применяется для изготовления сувениров и предметов быта. Деготь в старину использовали как смазочный материал для колес, а сегодня он нашел широкое применение в парфюмерии и медицине.


2. Ель обыкновенная.


Хвойное вечнозеленое высокое статное дерево с прямым крепким стволом и густой кроной. Ветви расположены в виде пирамиды и имеют колючие иголки. Кора ели плотная и покрыта чешуйками. Высота ели может достигать 30 метров, в то время как объем ствола многих видов превышает 1,% метра. Средняя продолжительность жизни дерева составляет 250-300 лет. Четырехгранные хвоинки (листья), расположенные по спирали, сидят по одной на листовых подушечках. Длина хвоинок — от 1 до 2,5 см. Продолжительность жизни каждой хвоинки — шесть и более лет. После 10-15 лет жизни дерево меняет корневую систему, избавляясь от главного корня. Именно поэтому в лесу можно встретить этих поваленных ветром гигантов с вывороченными корнями. Из погибшего корная ели могут вырасти молодые побеги, которые впоследствии становятся настоящими деревьями. Таким образом, дерево клонирует самого себя.


В лечебных целях используют еловые шишки, хвою и смолу. Древесина ели — самый распространенный материал для строительства и топлива. Древесину также используют для производства бумаги. Музыкальные свойства еловой древесины были замечены давно, поэтому из этого ароматного дерева изготавливают деки, корпуса и другие детали музыкальных инструментов.


3. Осина обыкновенная.


Листопадное дерево. высотой до 35 метров и диаметром ствола до 70 сантиметров. Живет 80-90 лет, редко достигает 150 лет. Кора молодых деревьев гладкая, светло-зеленая или зеленовато-серая. Древесина белая с зеленоватым оттенком. Листья округлые или ромбические, длиной 3-7 сантиметров, острые или тупые на вершине, с округлым основанием. Черешки листьев сплюснуты с боков в верхней части, длинные, поэтому листья легко колеблются при движении воздуха. Осенью листья окрашиваются в различные тона — от золотистых до красных. Цветет осина до распускания листьев.


Ее можно встретить по берегам водоемов, в лесах, по опушкам, изредка на сухих песках и вырубках, по оврагам, болотам, поднимается до  верхней границы леса. Используют для озеленения населенных пунктов как быстрорастущее декоративное дерево, примечательной яркой осенней окраской листвы. Идет на постройку домой, используется как кровельный материал. Молодая поросль является зимним кормом для лосей, оленей, зайцев и других млекопитающих.


4. Рябина обыкновенная.


Дерево до 10 метров высотой, реже кустарник. Листья крупные, непарноперистые, об 11-23 почти сидячих, продолговатых, остропильчатых, в молодости волосистых, потом почти голых листочках. Белые многочисленные цветки собраны в густые шишковидные соцветия, появляющиеся на верхушках побегов. Цветет в мае-начале июня. Рябина часто разводится как декоративное дерево, плоды ее идут в пищу, а тяжелая, упругая, прочная древесина — для столярных изделий. Рябина имеет значение и как медонос. Плоды рябины потребляются в свежем виде, в виде варенья, джемов, киселей, настоек, пастилы, мармелада, желе, а также она может быть моченой и маринованной. Свежие плоды рябины имеют горьковатый вкус, но с первыми заморозками горечь исчезает.

1 ч — 2 км

Россия, Тюменская область, Тобольск, микрорайон Менделеево, 6

Россия, Тюменская область, Тобольск, микрорайон Менделеево, 6

eco.rosuchebnik.ru

Как сделать гербарий вместе с ребенком

Процесс изготовления гербария – хорошая развивающая игра, которая поможет ребенку познать мир. Сейчас самое время сделать гербарий с малышом, ведь на дворе золотая осень со всей палитрой красок, поражающая богатством оттенков и цветовых нюансов. Что может быть лучше прогулки по осенней листве в компании со своим малышом. А чтоб прогулка была познавательной, научите ребенка собирать и делать осенний гербарий.

 

Для взрослых общение с природой – это восстановление душевной гармонии и равновесия. А для детей – это познание окружающего мира. Если вы хотите воспитать полноценную и гармоничную личности, научите ребенка познавать природу.

Изготовление гербария для ребенка очень полезное дело. Во-первых, малыш усвоит понятия «время года», «осень», названия растений. Во-вторых, кроха научится различать формы и цвета.

Сделать гербарий непросто, надо не только найти растения, но и правильно их собрать, определить название и высушить.

Что понадобится для гербария

Чтоб сделать гербарий с ребенком, пригодятся ножницы. Причем запаситесь двумя парами: для себя и для крохи. Также нужен пресс для высушивания листьев, в принципе, подойдет любая тяжелая книга.

Еще нужна калька или любая тонкая бумага, папка или альбом для хранения гербария, этикетки для названий и клей. Для создания гербария с ребенком постарше нужен будет справочник растений.

Где и как собирать материал для гербария

Растения для гербария нужно собирать в сухую погоду, на них не должно быть росы, ведь влажные растения, высохнув, становятся хрупкими.

Собирайте листья для гербария в экологически чистом месте, ведь ребенок не только будет ими играться, но гербарий будет находиться в детской комнате. Поэтому собирать растения для гербария в городе, вдоль дороги очень нежелательно. Оптимальный вариант – лес вдали от дороги или сад на даче.

Как сушить и хранить гербарий

Проще всего сушить листья в книгах и журналах. А хранить высушенные листья можно в обычном альбоме, приклеив их на ПВА. Но при таком способе создания гербария очень важно не пересушить листики, потому что они станут хрупкими. Чтобы листочки стали более плотными, их можно опустить в раствор из воды и клея ПВА (на 4 части воды 1 часть клея).

Если ребенок хочет сделать объемный гербарий, для этого подойдут веточки с плодами или цветочками, которые надо развесить в сухом месте для просушивания.

Если вы хотите сделать «особо прочный гербарий», надо вымочить растения в растворе глицерина (1 часть глицерина и 3 части горячей воды). Растения впитывают глицериновый раствор и не усыхают, сохраняя форму и упругость. Один нюанс: изменяется цвет, он становится буровато-зеленым. Но листки потом можно раскрасить красками.

Как сделать такой «глицериновый» гербарий?

Да очень просто. Опустите в раствор глицерина листочки на несколько дней. А перед тем, как опустить, надрежьте кончик стебля вдоль на 4-5 см. Вынимайте листочки, когда они потемнеют.

Следите за уровнем жидкости: по мере впитывания подливайте раствор в такой же пропорции. Лучше для «глицеринового» гербария брать здоровые листики, которые еще не тронула позолота.

Затем разместите листки в альбоме так, чтоб они не выступали за края листа. Можно прикрепить растения узкими полосками бумаги или двусторонним скотчем. И обязательно подпишите с ребенком каждый листок. Так малыш выучить названия растений.

www.kraskizhizni.com

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Осенний гербарий» — дошкольное образование, мероприятия

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребенка – детский сад № 198 «Акварелька»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Осенний гербарий»

 

(для старшего дошкольного возраста)

Руководители проекта:

Свинухова А.М.

Громицкая Е.А.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

«Осенний гербарий»

 

(для старшего дошкольного возраста)

 

    При огромных возможностях современного мира становится всё сложнее увидеть красоту окружающего, понять смысл того, что видишь каждый день. Ведь это становится привычным, смазывается всё впечатление и совсем не замечается, что каждое мгновение необычно, неповторимо, волшебно. Если ходить не поднимая головы, то можно совсем не увидеть прекрасных красок осени, ярких листьев, танца жёлтых, красных, пурпурных волн на ветру, прозрачного светло-голубого неба, облаков необычной формы. И, значит, осень останется в памяти серым, промозглым, унылым временем, почти потерянным, не интересным и не нужным.

    Получается, если  не обратить  внимания на красоту окружающего мира, то дети, да и некоторые взрослые, потеряют многое. Ведь любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на развитие физических качеств и здоровый образ жизни (ведь так хочется бегать по этим красивым разноцветным листьям, пить этом чудесный чистый воздух). Когда раскрывается красота окружающего мира, хочется петь, активно двигаться, осваивать новое и неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и они смогли насладиться прекрасными мгновениями общения с матушкой – природой.

     После долгих каникул, я столкнулась с тем, что дети не только отвыкли от режима, некоторых правил поведения, но и перестали наблюдать за тем, что происходит вокруг. Они стали больше внимания уделять своим сиюминутным потребностям, не давая простора фантазии, наблюдательности.

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».                                 

    Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов, через прямой контакт ребенка с природой.

Эффективнее изучать природу через эмоциональное восприятие деревьев, трав, закатов, рассветов — через прямой контакт ребенка с природой.

     В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, цветы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности — это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подхо­де к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, фор­мирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.

    Экологический проект — это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

    Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.

    Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов;

2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы;

3-й — заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

    В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюда­тельностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятель­ности.

    Проект «Золотая осень!» групповой, среднесрочный, исследовательско — творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. Экологический проект мы начали с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.

  

Информационная карта проекта

 

1. Полное название проекта: «Развитие интереса к изучению природы у детей старшей группы посредством экологического проекта «Золотая осень».
2. Авторы проекта: Свинухова А. М., Громицкая Е.А.

3. Участники проекта: дети, родители и воспитатели старшей группы.

4.  Район, город, представивший проект: Краснодарский край, г.Краснодар

5.  Адрес организации: г.Краснодар, ул.Черкасская 139

6. Вид проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско — творческий.

7. Цель, направление деятельности проекта: исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.

8. Задачи: 

Образовательные:

— формирование основ экологической культуры  дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

— осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;

— формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;

— показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Воспитательные:

— привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

— воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

— воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

 

Развивающие:

— развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

— развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

— охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

 

10.  Краткое содержание проекта:  

— накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;

— систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;

— анализ поведения человека в природе осенью; 

—  отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

11. Место проведения: МАДОУ МО «Центр-детский сад №198 «Акварелька».  

12. Сроки проведения: ноябрь 2018 года. 

13. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса во время непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности детей и педагогов).

14. Ожидаемые результаты (продукт проекта): дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям. Сами же работы явятся прекрасным дополнением к материалам интернет-сайтов и послужат украшением праздника осени.

 

 

План — схема работы с детьми по осуществлению проекта

«Осенний гербарий»

(старший дошкольный возраст)

 

Образовательные области.

Виды детской деятельности.

Здоровье

Комплекс упражнений утренняя гимнастика «Золотой лес», оздоровительный самомассаж «Превращение», «Осень»

Безопасность

Беседа «Как вести себя в лесу», «Осенний гербарий»

Физическая культура

Комплекс упражнений: «Прогулка в лесу», «Овощи и фрукты», «Угадай животное», «Сбор яблок», «Собери листочки»

Подвижные игры: «Березка», «Медведь и вожак», «Дождик и солнце», «Осенние листья»

Социализация

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семена», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Найди дерево по семенам», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Что растёт на грядке?»,

Словесная игра: «Какая бывает осень»

 Труд

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке для создания композиций из сухих листьев.

Ручной труд: Оформление гербария в рамки.

Познание

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

— беседы «Признаки осени», «Деревья и кустарники нашего двора», «Огород», «Во саду ли в огороде», «Грибы», «Описание березы», «Беседа о гербарии».

— цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале осени?», «Какие они — цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов»,  «Украсим группу  красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?» 

Конструирование : «Грузовой автомобиль»

Коммуникация

НОД: «Осенний лес», «Золотая осень», «Улетает осень».

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Чтение художественной литературы

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

 Чтение и заучивание стихотворений об осени: Е. Трутнева «Листопад», И. Бунин «Лес точно терем расписной», М. Ивенсен «Падают, падают листья»,

Чтение детям: И. Соколов- Микитов  «Листопадничек», М. Пришвин «Листопад». А Мусатов «Кто в поле главный», Э. Шим «Хлеб растет», В. Головкин «Сорняк», Н. Носов «Огородники», Л. Толстой «Старик и яблоки».

Художественное творчество

Рисование: «Осенняя ваза»,  «Идет дождь», «Осенний цветок», «Украшение листочка».

Лепка:  « Путешествие в осенний лес».

Аппликация: «Осенний гербарий в рамке»

Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.

Музыка

Слушание: П. И. Чайковский «Времена года».

Разучивание песен об осени.

Культурно — досуговая деятельность: Развлечение «Праздник осени».  Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени. Осенняя викторина.

 

   Знания, полученные детьми во время непосредственно образовательной деятельности, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.      

        С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света), характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены: прошёл дождь — появились лужи; холодно — лужи долго не высыхают; солнца нет — пасмурно, темно; дует ветер — по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок — на лужах появился тонкий лёд.

    Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа — среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений – прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений — корне. Вместе с детьми укрыли на клумбе корни роз. Детям интересно было заниматься трудом в природе, так как накануне мы беседовали с детьми о том, что, падая, листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустов и цветов от морозов, что земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что опавшие листья на земле — это не мусор, они очень нужны почве, растениям, которые на ней растут.  Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть- это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно было узнать, что такое «поздняя осень»- это осень «с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».

         Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда взялся цветок?» и поразмышляли над вопросом «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» 

    Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.   

     Гуляя на площадке дети заметили, что птичьих голосов стало слышно все меньше и меньше. Почему? Детям интересно было узнать, что некоторые птицы улетают в теплые края, что эти птицы — насекомоядные, что зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма. (В ходе проекта наблюдали за перелетными птицами).

  

 Скоро белые метели снег поднимут от земли.

 Улетают, улетели,  улетели журавли.                               

 Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел.

Аист крыльями полощет — улетает, улетел!                

Лист качается узорный в  синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной в  огороде по гряде.      

 Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,  улетели и грачи.  

     Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами: «Раз, два, три к кустику беги!», «С какого дерева листок?», «Детки на ветке», «Найди такой же»

Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть — это явление называется листопад. 

    Вместе с детьми в группе мы поместили дары осени- овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли. Использовалось художественное слово:

«Огурец и помидор как-то раз вступили в спор:
Кто полезнее из них, кто вкуснее из двоих?

Помидор был очень гордым, называл огурчик твёрдым
И безвкусным, как вода. Говорил: “А я всегда
Очень сочный, мягкий, красный!” “Разошёлся ты напрасно, —
Огурец ему сказал, — Зелен ты пока и мал.
Окончательно созреешь, только если покраснеешь.

А меня уже едят, мной вовсю давно хрустят.
Даже самый маленький я всегда удаленький!»

 По таинственным законам, непонятным до сих пор,
 Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
 Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
 А земля – черным – черна, а земля для всех одна. 
         

     В ходе работы по проекту «Осенний гербарий» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, собирали и сушили листья и цветы, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

    По методике экологического проекта может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления.  

kopilkaurokov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о